Оштрафовали на 500 рублей, а с карточки спишут 1500 – новая схема работы ФССП
ФССП планирует ввести новый упрощенный порядок взыскания мелких штрафов ГИБДД (до 3 тысяч рублей) с банковских карт нарушителей без начала исполнительного произв
|
Цитата дня: “ Всегда лучше войти в историю, чем влипнуть в нее.” |
Санкциям против России, направленным в том числе и против главного источника поступлений в бюджет — нефтегазовой отрасли, несколько лет.
Можно начинать оценивать ущерб от действий наших уважаемых зарубежных партнёров. Насколько российские компании зависят от финансирования и технологий из развитых стран, каковы реальные последствия эмбарго и какие проблемы угрожают российскому ТЭКу в будущем?Санкции — старый и респектабельный способ выиграть войну, не начиная войны. Но обычно они эффективны от случая к случаю и не дают никаких гарантий политического успеха. Иран отказался от своей ядерной программы, но не уменьшил размах своей грандиозной гибридной войны.
Доказано, что наибольший экономический ущерб наносят именно те санкции, которые приняты через ООН, а не отдельной группой стран. Пример — тот же самый Иран; Тегеран три десятка лет открыто издевался над американцами, пока Совет Безопасности не ввёл против исламской республики всеобъемлющие санкции, которые резко повысили транзакционные издержки для любого актора, намеренного вести дела с иранцами.
В случае России такой вариант невозможен. РФ — член Совбеза ООН и может блокировать любые попытки полной изоляции. Тем не менее американцы нашли способ ударить по российскому ТЭКу, задействовав самые развитые страны ОЭСР (то есть США, ЕС, британские доминионы и Японию). Решение оказалось стратегически верным, так как именно эти государства обладают финансовыми ресурсами и технологиями, необходимыми российской индустрии.
Американский пакет санкций против российского ТЭКа можно условно разделить на три части:
— запрет на инвестиции в добычу нефти и газа на территории РФ;
— запрет на продажу российским компаниям оборудования и технологий для разведки и разработки месторождений;
— запрет на выполнение нефтесервисных работ для российских компаний.
Санкции так или иначе ударили по всем крупным российским игрокам. Контракты, заключенные до 12 сентября 2014 года, продолжают выполняться, но все переговоры после этой даты идут очень тяжело.
Проблема ограниченного доступа к финансированию очевидна: до сих пор основным источником займов для российских компаний были банки из развитых стран. Это сыграло свою негативную роль после девальвации рубля — например, «Роснефть» имела долг в размере $30 млрд, который предстояло выплатить в 2015 году; в конце концов проблему удалось обойти за счёт выпуска облигаций внутри страны и увеличения заранее оплаченных контрактов из-за рубежа. Но этот удачный случай — исключение. Про доступ к финансированию для сложных объектов пришлось забыть — в 2015-м «Новатэк» не смог получить в США ожидавшийся заём в размере $27 млрд для финансирования разработки месторождения на Ямале. Надежды на азиатские рынки не оправдались — «Газпрому» удалось получить китайский заём в размере $2,2 млрд, но и это исключение. Продажа российских месторождений азиатским инвесторам идёт плохо; во-первых, азиаты не спешат тратить деньги, во-вторых, у них большие проблемы с технологиями и технической квалификацией. К последствиям выхода крупных европейских и американских компаний из стратегических проектов мы вернёмся позже.
Санкции закрыли российской отрасли доступ к 68% импортируемых технологий. Это важный фактор — технологии из развитых стран абсолютно необходимы для добычи трудноизвлекаемой нефти; местным компаниям в таких случаях требуется до 50% оборудования и до 80% программного обеспечения из-за рубежа.
Самые ценные и востребованные российским ТЭКом технологии можно разделить на 3 группы:
1) Технологии и оборудование для геофизических исследований, геологоразведки и компьютерного моделирования геологических формаций. Строго говоря, большинство российских месторождений не разведаны до конца — например, Лено-Тунгусский, Прикаспийский, Тимано-Печорский, Охотский нефтегазовые бассейны. Два из них — Тимано-Печорский и Охотский — имеют обширные части, находящиеся на шельфе. При этом оба бассейна расположены в регионах с очень тяжёлыми природно-климатическими условиями, и для работы там необходимы соответствующие технологии.
2) Буровые технологии. Огромная часть российских нефтяных запасов относится к разряду трудноизвлекаемых, этим аспектом добычи невозможно пренебречь. В последние годы наблюдается тренд на сокращение добычи на хорошо разработанных участках — если в 2005 году на каждый метр проходки добыча нефти увеличивалась на 50 тонн, то уже в 2013 году из-за истощения месторождений она снизилась до 25 тонн. Добыча в Западной Сибири (больше половины всей нефтедобычи по стране) постоянно падает: -0,2% в 2012-м, -0,5% в 2013-м и -0,9% в 2014 году. Чтобы поддерживать уровень добычи на привычном уровне, нужно бурить глубже и сильнее, но необходимые для этого технологии теперь недоступны.
3) Технологии, оборудование и комплектующие для добычи тяжелой и сланцевой нефти. Согласно правительственным оценкам, в перспективе эти запасы будут давать России 0,8–2 млн баррелей в сутки (независимые эксперты называют более скромную цифру — 0,45 млн баррелей в сутки). У РФ нет собственного оборудования для добычи такой нефти; единственный надежный поставщик в этой области — американцы, у которых есть заметный опыт работы со сланцевыми запасами. Кроме того, в России нет специалистов нужной квалификации.
Разумеется, оборудование можно получить через подставные компании или посредников. Например, «Черноморнефтегазу» уже после марта 2014-го удалось купить оборудование у Siemens через третью сторону. Но это единичный случай, поскольку большинству российских компаний требуется достаточно серьёзное оборудование, которое невозможно приобрести без предварительной многосторонней проверки. Контрабанда опыта и знаний иностранных специалистов — ещё более сложная задача.
Вопреки ожиданиям, добыча нефти в России не снизилась даже после введения санкций и падения цен. В конце 2015 года она достигла пика за всю постсоветскую историю — 533,55 млн тонн. Падение рубля как одно из последствий падения цен на нефть в значительной мере простимулировало рост добычи. Тем не менее рост замедляется, и тому есть несколько причин.
источник
#нефть, #санкции
Реакции на статью
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Внимание!
В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Администрация предупреждает: в случае появления на сайте Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.
Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.
скоро
С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы
Комментарии