Worldinfo 'r предлагает Вам запомнить сайт «Новостной Журнал»
Вы хотите запомнить сайт «Новостной Журнал»?
Да Нет
×

НОВОСТНОЙ ЖУРНАЛ

Цитата дня: Обсуждать надо часто, решать - однажды .

Канал из Каспия в Персидский залив способен принести России огромные выгоды

развернуть

Россия и Иран вновь обсуждают прокладку водного канала из Каспия в Персидский залив. Это даст России кратчайший выход в бассейн Индийского океана в обход турецких проливов. Идея создания конкурента Босфору и Дарданеллам зародилась больше столетия назад, однако тормозили проект не только его техническая сложность, но и геополитика. Турции и США возрождение проекта явно не понравится.


Россия и Иран обсуждают вопрос прокладки сквозного судоходного канала из Каспийского моря в Персидский залив. Об этом сказал посол Ирана в России Мехди Санаи на встрече со студентами Санкт-Петербургского госуниверситета. «Да, этот вопрос обсуждается», - ответил посол на вопрос студента о прокладке канала, не уточнив подробностей.

Накануне Мехди Санаи прочел студентам лекции о внутренней политике и международных отрошениях Ирана на русском языке.

Каспийское море является крупнейшим на Земле замкнутым водоемом. Береговая линия составляет 7000 км и проходит по территории России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана. Соединить Каспий с Персидским заливом можно, лишь проложив канал по территории Ирана.

Речь идет о судоходном пути около 700 км. По оценкам Ирана, сделанным в 2012-2013 годах, на строительство артерии потребуется минимум 10 млрд долларов, а инвестиции в участок, соединяющий северо-запад и юго-запад Ирана – порядка 6 млрд долларов. Однако окупаемость проекта может наступить уже на пятый год эксплуатации. Транзитные доходы России могут составить порядка 1,4 млрд долларов, Ирана – около 1,7 млрд долларов на третий-четвертый год с момента ввода канала в строй. Открыть канал хотят в 2020-х годах.

Этот канал имеет стратегическое значение для России, потому что создает кратчайший выход в бассейн Индийского океана. Собственно, прямой выход в океан получают также и все те страны, которые имеют выход в закрытое Каспийское море. Более того, он интересен Северной и Западной Европе, Финляндии и Балтике. Фактически этот вертикальный маршрут может идти от Арктики до Индийского океана.

Главным противником такого проекта, безусловно, была и остается Турция, так как появление канала из Каспия в Персидский залив создает прямую конкуренцию турецким проливам Босфор и Дарданеллы. Благодаря каналу из Каспия в Индийское море доставка грузов через Россию становится вдвое короче традиционного маршрута через Турцию.

Пострадает от российско-иранского проекта и Суэцкий канал. Канал из Каспия в Персидский залив, конечно, не заменит его полностью, так как он все же удобен Европе, странам Ближнего Востока и Северной Африки, отмечает первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.

«С технической точки зрения действующие Суэцкий и Новый Суэцкий каналы более удобны для судов, хотя бы по той причине, что они безшлюзовые и оба моря - Средиземное и Красное, находятся на одном уровне. Каспийско-персидский канал в свою очередь должен связывать Каспийское море, находящееся примерно на 27-29 метров ниже уровня мирового океана, что потребует установки целой системы гидротехнических сооружений, которые будут контролировать уровень воды и не допускать наводнения», - говорит он.

«Пролив между Каспием и Персидским заливом все-таки нужен России в большей степени, чем кому-то ни было», - добавляет Андриевский. 

 
Канал из Каспия в Персидский залив способен принести России огромные выгоды
 

Однако Суэцкий рискует снизить загрузку из-за нового канала. Впрочем, это грозит также и в случае реализации Россией, Ираном и Индией транспортного коридора «Север-Юг», который включает железнодорожную сухопутную линию по западному побережью Каспия, то есть позволяет везти грузы транзитом через Азербайджан, и далее автомобилем или по железной дороге в Иран вплоть до портового города Бендер-Аббас на юге Ирана на берегу Персидского залива и дальше морем в Мумбаи. Этот проект сейчас в самом разгаре, новый путь обещают открыть в 2016-2017 гг.


Геополитический фактор

Задумке проложить подобный канал уже значительно больше 100 лет, первые разработки российскими инженерами начались даже не в 20-м, а в конце 19 века. Почему жеон до сих пор не был реализован? В первую очередь, по геополитическим причинам. И во многом это было обусловлено отношениями СССР и России с Турцией и Ираном, с одной стороны, и отношениями США с Турцией и Ираном с другой. В разные периоды они то улучшались, то ухудшались, и это прямо влияло на разработку проекта российско-иранского канала.

Впервые о проекте зашла речь в конце 1890-х годах. «Первая мировая война не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией уменьшила востребованность проекта. РСФСР и СССР оказали военно-техническую и экономическую помощь Турции во время ее противостояния с Антантой и Грецией (1919–1923 гг.). Взамен Анкара в сентябре 1924 г. гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР», - рассказывает в своей статье в Военно-промышленном курьере кандидат экономических наук Алексей Чичкин.

В 1930-х годах отношения советской России с Ираном начали ухудшаться, а после смерти президента Турции Кемаля Ататюрка - и с Анкарой. Иран и Турция тогда сблизились с Англией, Францией и Германией. Поэтому проект канала был отложен. «С апреля 1941 года Турция под разными предлогами затрудняла проход через Босфор и Дарданеллы советских судов с военными и другими грузами для Югославии, которая подверглась фашистской агрессии. Известна и пронацистская политика Турции во время Великой Отечественной войны (до 1944 года включительно). Все это побудило СССР вернуться к проекту канала «Каспий - Персидский залив». Проект доработали к осени 1942 года после вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года и прихода к власти в Тегеране антифашистских сил во главе с Шахиншахом Мохаммедом Реза-Пехлеви», - рассказывает Чичкин.

После войны отношения СССР и Турции были плохими, и с Ираном не заладилось. Влияние на Тегеран стал оказывать не только Лондон, но и Вашингтон. С тех пор США активно выступали против и реализации проекта строительства канала «Каспий - Персидский канал».

Но с середины 50-х годов Иран решил вести политику паритетного сотрудничества как с США, так и с СССР. Поэтому в 60-х годах была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса канала. В 1963-м году во время визита Леонида Брежнева в Тегеран было подписано соглашение, которое создавало юридическую основу для реализации проекта. В 1968-м году Тегеран посетил премьер-министр СССР Алексей Косыгин, ему показали предварительный вариант канала.

«В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974–1975 годах увенчавшейся двусторонним договором «О дружбе и добрососедстве», - рассказывает Чичкин.

К этому времени США для Ирана стали важным покупателем их нефти и поставщиками военной техники, а Турция в 60-х начала снижать тарифы на транзит советских грузов через Босфор и Дарданеллы. Поэтому проект канала хоть и двигался вперед, но очень медленно. А в конце 70-х в Иране начался внутриполитический конфликт. «Магистраль Каспий –Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие США и НАТО», - говорит Чичкин.

Новый этап для проекта начался в середине 90-х, возобновились встречи России и Ирана по этому вопросу. В 1998-м была создана совместная экспертная группа, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО. Однако санкции против Ирана снова похоронили проект. Как отмечает Чичкин, США неспроста в 1997 году распространили антииранские санкции на проект канала «Каспий – Персидский залив». Наказание грозило всем компаниям и странам, которые оказывали содействие Тегерану в реализации этого проекта.

Неудивительно, что именно сейчас вновь стал актуальным водный канал. Иран избавляется от санкций Запада, а Россия сохранила дружеские отношения с Тегераном. Отношения же с Турцией переживают серьезный кризис. Самое время для реализации амбициозного инфраструктурного проекта.


Технические и экологические риски

Однако дело это явно не быстрое. Руководитель научно-исследовательского и информационного центра «Каспий», доктор географических наук Чингиз Исмайлов казывал на технические и экологические проблемы водной артерии «Каспий – Персидский залив». В частности, канал надо заполнять большим количеством воды в объеме 10% воды реки Волги. Препятствием также стоит горный хребет Альборз на севере Ирана.

Кроме того, во время строительных работ потребуется эвакуировать большое количество населения и выплатить им значительные компенсации. Наконец, длинный канал по иранской территории может стать причиной наводнений, которые в свою очередь приведут к учащению землетрясений в Иране, где они и так не редкость.

«Основное препятствие - это расстояние. Даже с учетом минимального маршрута стройка затянется на десятилетия, ведь канал длиной в сотни и тысячи километров не получится укрепить стенками из бетона, потребуются новые материалы и технологии, и время на их разработку и внедрение. Канал должен будет простоять в рабочем состоянии долгие годы», - говорит Иван Андриевский.

источник


Ключевые слова: Интересное, Экономика
Опубликовано 08.04.2016 в 20:12

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook

Внимание!

В комментариях не допускается размещение сообщений, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Администрация предупреждает: в случае появления на сайте Ваших комментариев подобной направленности, Ваш IP-адрес может быть передан в правоохранительные органы. Также просим Вас воздержаться от использования нецензурной лексики, оскорблений, сообщений, содержащих заведомо ложную информацию и клевету, - в противном случае Ваш комментарий будет удален.

Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга.

Секты, капелланы и украински…

Секты, капелланы и украинский патриотизм

18 янв, 11:17
0 0
МИРОВАЯ СЕНСАЦИЯ, КОТОРУЮ УЖ…

МИРОВАЯ СЕНСАЦИЯ, КОТОРУЮ УЖЕ ЦЕЛЫЙ ВЕК ЗАМАЛЧИВАЮТ СМИ !

14 янв, 19:25
0 5
ХЕЙТСПИЧ: НАРОД НЕ ТОТ

ХЕЙТСПИЧ: НАРОД НЕ ТОТ

14 янв, 07:28
0 0
«Диктатура без слёз»

«Диктатура без слёз»

9 янв, 15:23
0 0
Как Сталин убил «миллиарды» …

Как Сталин убил «миллиарды» людей, а потом их «съел» лично

9 янв, 07:29
+1 1
Кто не жалеет о распаде СССР…

Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца

7 янв, 16:26
0 0
СЕКРЕТНАЯ ИСТОРИЯ NASA - 67.

СЕКРЕТНАЯ ИСТОРИЯ NASA - 67.

7 янв, 10:54
0 0
Разрушение государств-наций

Разрушение государств-наций

2 янв, 18:33
0 0
РУССКИЙ ОТХОД

РУССКИЙ ОТХОД

2 янв, 07:25
+2 2
Главшишка, вечный двигатель,…

Главшишка, вечный двигатель, уринотерапия и евреи в Крыму: невероятная история о том, откуда есть-пошла…

29 дек 16, 18:40
0 1
Невидимая империя Юга: истор…

Невидимая империя Юга: история ку-клукс-клана

25 дек 16, 12:09
0 0
ГЛАВНЫЙ ВРАГ РОССИИ – ЭТИ МИ…

ГЛАВНЫЙ ВРАГ РОССИИ – ЭТИ МИСТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, И СПАСА ОТ НИХ НЕТ!

24 дек 16, 19:00
0 0
«В США существует постоянное…

«В США существует постоянное правительство, находящееся над республиканцами и демократами»

22 дек 16, 10:57
0 0
Смертная казнь: имеет ли гос…

Смертная казнь: имеет ли государство право на убийство

20 дек 16, 22:31
0 0
«Биометрический паспорт: точ…

«Биометрический паспорт: точка невозврата. Электронный концлагерь для Украины»

19 дек 16, 09:52
0 0

Поиск по блогу

Новости партнеров

Свежие новости
Германия выступила против переговоров с РФ в формате G8

Германия выступила против переговоров с РФ в формате G8

 Пресс-секретарь немецкого правительства Штеффен Зайберт заявил, что нет никаких оснований предполагать, что в ближайшее время возобновятся встречи в формат

20 янв, 20:43
0 0
Секунды на реакцию: как гиперзвуковые технологии изменят облик российской армии

Секунды на реакцию: как гиперзвуковые технологии изменят облик российской армии

Россия продвинулась в разработке гиперзвукового оружия, которое будет сложно обнаружить современными средствами радиолокации. По словам замминистра обороны страны

20 янв, 20:26
0 0
МИД Франции (!): Американские агрессоры нам не указ - началось строительство новой мировой системы

МИД Франции (!): Американские агрессоры нам не указ - началось строительство новой мировой системы

Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро: " У Франции нет необходимости, чтобы США указывали ей, что делать . Франция является независимой страной с

20 янв, 19:04
-1 1
Русских хакеров сменили русские артиллеристы!

Русских хакеров сменили русские артиллеристы!

United States of Russia   Огни запущенного над мемориалом Линкольна салюта сложились в аббревиатуру USR (вместо USA). https://youtu.be/PXNVEnsnQZo

20 янв, 11:57
0 0
Иран: не пускать американцев на переговоры по Сирии

Иран: не пускать американцев на переговоры по Сирии

Американцы в Астане могут оказаться лишними для всех сторон - « взгляд »   В Москве призвали не драматизировать решение Ирана не пускать американ

20 янв, 10:28
0 0