Последние комментарии

  • Александр Юльевич16 марта, 7:59
    Больше всего мне понравилось это: "Кроме того, согласно принятым законам, американская разведка должна выяснить планы...Путину выдвинули беспрецедентные требования
  • Анатолий Лавритов21 февраля, 11:01
    Снимок к материалу выразителен, если обратить внимание на военную экипировку, вовсе не предназначенную для добрых дел!США готовят вооружённое вторжение в Венесуэлу
  • Махамбет Толеугазин19 февраля, 20:41
    а почему так мало песен на итальянском языке? ...   итальянский язык мелодичный ... певучий ...  душевный ...  не то ...Неожиданно: В Европе обнаружили фашизм

Принц нищих. 200 лет Карлу Марксу

200 лет назад родился величайший мыслитель, защитник всех обездоленных и угнетённых, основоположник научного коммунизма и создатель международного коммунистического движения Карл Маркс – величайший из людей. Если Иисус Христос первым вступился за бедных, заявив в Нагорной проповеди, что блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, то Карл Маркс впервые в истории вскрыл объективные земные причины возникновения социального неравенства и научно обосновал пути освобождения людей от эксплуатации человека человеком.

До Маркса все беды на Земле связывали с первородным грехом, природными катаклизмами и деятельностью тех или иных общественных сил и отдельных личностей, преследующих корыстные враждебные обществу интересы. Маркс впервые доказал, что угнетение, эксплуатация и войны возникают объективно на определенной стадии развития человечества.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. В некоторый момент материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались.

Карл Маркс считал, что человеческий труд, с одной стороны, это специфически человеческая, творческая, свободная, формирующая и развивающая человека и человечество сила. С другой стороны, условия общественной жизни людей, порождаемые частной собственностью на средства производства, порождают и отчуждение человека от результатов его труда, деформирующее, уродующее и человека, и человечество.
В фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) чекист Егор Шилов говорит бандиту Каюму:

— Себе, себе... Только и знаешь «себе», да «за что». Эх, тёмный ты человек. Бая собакой называешь, а сам баем хочешь стать. Наберёшь батраков, будешь их нагайкой лупить. Будешь. Это, брат, марксизм, от него никуда не денешься... Наука.
— А как узнал, что золото у меня, а?
— Цепочка-то с баула… А вот ты знаешь, что у тебя сейчас на голове рога растут? У всех, кто своих же братьев бедняков грабит, у всех на башке рога вырастут. Понял, а? Стыдно, брат. Стыдно и нехорошо.

Однако никакое освобождение невозможно в обществе, в котором не созрели для этого необходимые материальные предпосылки. «Рабство нельзя устранить без паровой машины и мюль-дженни, — пишет Маркс, — крепостничество — без улучшения земледелия…

Вообще нельзя освободить людей, пока они не будут в состоянии полностью в качественном и количественном отношении обеспечить себе пищу и питье, жилище и одежду». Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии», в котором сказано: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов… Современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».


Блестящим подтверждением этого явилась Великая Октябрьская социалистическая революция, впервые ликвидировавшая эксплуатацию человека человеком и создавшая предпосылки для построения нового общества, воплощающего вековые чаяния людей о справедливости. Освобожденный труд привел к невиданному ускорению экономического развития страны, и в кратчайшие сроки Советский Союз стал экономической сверхдержавой.


Победа социализма в СССР привела к подъему коммунистического и антиколониального движения во всем мире, поэтому наиболее сильный западный капитал для сохранения своего господства пошел на установление фашистской диктатуры. И хотя Советский Союз победил во Второй мировой войне, доказав преимущества своей социальной системы, последствия этого тяжелейшего испытания не прошли бесследно. Часть партийной, хозяйственной и военной верхушки, попав, как в свое время декабристы, под влияние «западных ценностей», решила, что вправе самостоятельно вершить судьбы государства и народа.

Среди советских псевдомарксистов хрущёвской эпохи возобладали идеи «рыночного социализма», в рамках которого «хозрасчет» и «материальное стимулирование» были объявлены «важнейшими рычагами социалистической экономики». Полемизируя с ними, Эрнесто Че Гевара писал:

«Для меня закон стоимости равнозначен капитализму. Там, где хотя бы косвенно используется закон стоимости, там мы контрабандой импортируем капитализм». Рынок, товарно-денежные отношения могут в определенных условиях и до определенного времени действовать лишь в обществе переходного периода и должны полностью вытесняться эффективным плановым хозяйством.


Этот тезис оказался главным разногласием между Че Геварой и советскими экономистами, которые, ссылаясь на поздние работы Ленина, отстаивали необходимость «хозрасчета» и «материального стимулирования». В конце 1964 года, после очередного посещения Москвы, Че Гевара указывал, что в СССР вернулись к материальным стимулам, конкуренции и дифференциации в зарплате:

«Начальники получают всё больше и больше… У лидеров нет никакой ответственности перед массами». В этом Че Гевара видел одну из кардинальных причин замедления темпов развития СССР и его отставания от Запада. «Ошибка СССР, — пишет Че Гевара, — состоит в том, что материальный стимул понимается лишь в одном своем смысле — капиталистическом, хотя и централизованном. Важно же показать трудящемуся его долг перед обществом и наказывать его экономически, если он его не выполняет. Когда же он дает сверх должного, надо награждать его; поощрение может носить и материальный, и моральный характер, но в первую очередь должно выражаться в предоставлении возможности повысить квалификацию, перейти к работе на более высоком технологическом уровне».


Че Гевара не стал сторонником теории госкапитализма, считая его разновидностью эксплуататорского общества, попыткой построить социализм из элементов капитализма: «Я не хочу доказать, что в Советском Союзе существует капитализм. Я хочу сказать лишь, что мы являемся свидетелями некоторых феноменов, происхождение которых связано с кризисом теории, а теоретический кризис возник потому, что было забыто о существовании Маркса».

Иначе говоря, в СССР ход истории попытались повернуть вспять и пришли к контрреволюции 1991 года, потеряв в итоге все достижения социализма и не вернувшись в капитализм, поскольку нынешний нэпмановский режим с трудом дотягивает только до переходного периода.

А вот Китайская Народная Республика, сохранившая приверженность марксизму, за последние 30 лет показывает постоянный рост экономики, занимает второе место в мире и обгонит США к 2032 году. Выступая с речью на торжественном собрании, посвященном 200-летию со дня рождения Карла Маркса, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин назвал Карла Маркса величайшим мыслителем новейшей истории.

«Сегодня мы с чувством почтения проводим торжественное собрание, чтобы отметить 200-летие со дня рождения Карла Маркса, вспомнить его великую личность, исторические заслуги, благородный дух и блестящие мысли, — сказал Си Цзиньпин. — Самым ценным и влиятельным духовным достоянием, оставленным Карлом Марксом, является научная теория, названная в его честь — марксизм. Как великолепный восход солнца, данная теория осветила человечеству путь исследования законов истории и осуществления собственного освобождения».

Андрей Ведяев

Завтра

Популярное

))}
Loading...
наверх